Saturday, May 5, 2012

Dogs and Demons

Когда я читала отзыв об этой книге, я почему-то решила, что это будет производственный роман в какой-то японской корпорации. С персонажами, сюжетной линией и знакомством читателя со всевозможными перипетиями японской корпоративной жизни.
Но не тут-то было! Книжка оказалась совсем не о том. Излагаю, как я поняла сама. Моё понимание может быть далеко от истины.
Автор — Алекс Керр — американец, но прожил в Японии кучу лет, чуть ли не всю жизнь. Я так толком и не поняла, чем же конкретно он занимается по жизни, но чем-то занимается.
Вся книга — это один огромный разбор полётов о том, как в Японии всё плохо. Каждая глава посвящена своей теме (или темам): экологии, финансовой системе, коррупции, кинопроизводству и икэбане, системе школьного образования, пенсионному фонду и так далее. Глав много, так что досталось всем.
Я была в Японии несколько лет назад и с некоторой долей уверенности могу утверждать, что приблизительно понимаю, о чём он рассказывает. Очень удивительное сочетание высокотехнологичности «снаружи» и почти феодального образа мышления «внутри».
Мне не совсем понятно, чем эта книга может быть интересно не то, чтобы широкому кругу читателей, а вообще кому-либо, кроме очень-очень заинтересованных лиц. Эдакий срез современных проблем японского общества. Да, Керр жалуется, как в Японии всё плохо, и как в Америке всё хорошо. Но практически не выносит предложений, как это исправить, и что делать, чтобы не угодить в такое же положение.
Возможно, эта книга будет интересна экономистам.
Что меня опечалило же больше всего: если в Японии так плохо, то что же остаётся говорить о бывшем СССР? Крах пенсионной реформы и всё такое. Страшно стареть. Да и вообще, паранойя развивается сверх меры.
Хотя в целом хорошо: заставляет задуматься о масштабе, о будущем в рамках не через полгода, а хотя бы лет через десять. О том, что делать и куда копать. Но всё равно. Не может вся страна в один прекрасный день очнуться ото сна. И когда думаешь о количестве сил, которые необходимо потратить, то как-то… Глаза боятся, и руки поэтому не делают.

No comments:

Post a Comment